Страсти по цифровым тахографам
Вот и наступил день 1 апреля. Несмотря на традиционную для России ситуацию, когда этот день воспринимается, как день шуток и розыгрышей, большинству грузоперевозчиков в этом году не до шуток. В этот день вступили в силу новые правила, на основе Приказа №36 Минтранса России, обязывающие оснащать транспортные средства цифровыми тахографами с интегрированным фискальным модулем, а именно – модулем «СКЗИ» (системой криптографической защиты информации).
Учитывая тот факт, что приказ был обнародован 13 марта, и тахографов с данным модулем просто «нет в природе», водители с 1 апреля стали яркой мишенью для сотрудников ГИБДД. Говорят, что пока это обходится в тысячу рублей на дороге. Но ведь таких тысяч может быть и 5 и 25 в день, потом штраф-стоянка и многотысячный штраф.
Что же происходит сейчас? Все ведущие, сертифицированные Минтрансом заводы –производители российских цифровых тахографов в скором порядке начали интегрировать модуль
СКЗИ внутрь своих приборов. Как водится, данный модуль производится единственной московской IT-компанией не имеющей своего собственного производства. Кроме того, программное обеспечение на сегодня не является готовым и законченным продуктом. Нам известно уже о пятой версии ПО вышеуказанного модуля. Закон, конечно, позволяет другим компаниям-разработчикам участвовать в создании модулей СКЗИ, с маленькой оговоркой – необходимо получить несколько лицензий ФСБ, которые по понятным причинам, не удастся получить оперативно.
Внедрение нового модуля, в свою очередь, вносит множество проблем, как для самих водителей, так и для сертифицированных мастерских. Стоимость прибора возрастает более чем в 2 раза. Для нового тахографа будут необходимы новые карты водителя. Очередь на карты «предыдущей» версии уже более 4 недель. Для активации нового тахографа потребуется новое обучение сотрудников и сертификация, а это время и новые затраты.
Неговоря уже о заводах производителях, которые вынуждены перерабатывать конструкцию и ПО своих изделий, интегрировать блок СКЗИ, удалять установленный модуль ГЛОНАСС/GPS (СКЗИ содержит собственный модуль ГЛОНАСС/GPS).
А как быть перевозчикам, работающим на дорогах России и Европы одновременно? Европа признает «свои» тахографы, которые не признает Россия. Получается, для проезда по Европе – ставим европейский прибор, для проезда по России – российский, к слову сказать, в Европе запрещено использовать 2 тахографа на одном транспортном средстве, «хорошо» что пока, европейцы вообще не считают российские приборы – тахографами.
Итак, подводя итог вышесказанному - хотели как лучше – обеспечить регулирование и контроль труда и отдыха водителей, а получилось, как всегда – неподготовленные законы ставят в ступор целую отрасль и выход из этого коллапса в ближайшие месяцы не виден …