Спутниковый GPS/ГЛОНАСС мониторинг в реальном времени
logo
8-800-333-95-20
+7 (812) 380-95-20
+7 (812) 380-95-21
24 часа в сутки, 7 дней в неделю
Логин
Пароль

Получить пароль

Мониторинг транспорта вчера, сегодня и завтра

1.Как менялись предпочтения потребителей за последние годы (какой функционал был востребован вчера, какой – сегодня по сравнению со вчерашним днем)?

За последние годы потребитель стал более разборчив. По анализу входящих звонков по рекламе – ранее заказчики интересовались только  уровнем цены  на оборудование, зачастую, совсем не вникая в реальные функциональные возможности. В итоге –  выбирали  и приобретали самое дешевое, и это, как правило, были системы китайских производителей. В настоящее время, многие понимают, что систему не достаточно просто приобрести. Чтобы  затраты предприятия  себя оправдали, необходимо, чтобы система надежно функционировала, позволяла интегрироваться с другими бортовыми системами контроля с одной стороны и различными системами анализа и учета с другой. Это и  масштабируемость системы  и возможность оперативной  доработки программного обеспечения  под задачи конкретного предприятия. В полной мере  такие комплексы, по моему мнению, могут предоставить  только  российские предприятия, обладающие своим инженерным центром, производственными мощностями и непосредственно знакомые с требованиями, которые предъявляет российский  рынок к системам мониторинга сегодня и завтра.

2.Можно ли говорить о сегментации рынка в зависимости от количества машин в автопарке? В чем особенности каждого такого сегмента, влияющие на выбор того или иного решения?

Конечно, рынок делится на  различные  типы,  как транспортных средств, так и размеров транспортных компаний. Программные решения  и тип оборудование могут быть продиктованы либо спецификой конкретного предприятия, либо техническими условиями, которые изложены, чаще всего в тендерной документации, если речь идет, например, об электронных торгах. Возможностей для маневра – выбора типа решения, обычно, не много.

3. Есть ли на рынке какие-то узкоспециализированные решения? (Спецтехника, перевозка опасных грузов, перевозка негабаритных грузов и т. д.)

Узкоспециализированных решений не так уж много. Вероятно не более 10%. В основном, речь идет о некоторых дополнительных  бортовых системах, которые  интегрируются в систему GPS/Глонасс мониторинга. Например, системы контроля давления и температуры в шинах  и системы контроля нагрузки на ось для спецтранспорта  и при перевозке опасных грузов или дополнительный дисплей для машин «Скорой помощи»,системы  контроля положения дополнительных механизмов для  уборочной техники, комбайнов и других.

4.«Территория конфликта»: производители и интеграторы, производители «железа» и производители «софта» – насколько удачно складывается  взаимодействие этих участников рынка? Бывают ли случаи конфликта интересов? Как решаются такие конфликты? Можно ли сказать, что какая-то группа доминирует на рынке (например, интеграторы – благодаря близости к потребителю)?

Если говорить  о производителях «железа», которые внедряют свое оборудование через  интеграторов, то  сейчас, на наш взгляд, их доход  падает, а заработки интеграторов, наоборот, несколько возрастают. Падение цен  для конечного потребителя на рынке  довольно стабильное. А вот падение цен на оборудование производителей  для интеграторов  совершенно непрогнозируемое. Сейчас  мало произвести качественное оборудование. Нужно его грамотно установить, ввести в эксплуатацию, обслуживать. И интеграторы стали высоко себя оценивать. Они уже не хотят быть дилером одного конкретного производителя и  имеют в ассортименте линейку  устройств  различных типов от нескольких производителей. И в борьбе за  крупных интеграторов, вероятно, производители будут  снижать и снижать цены на свое оборудование, выпускать  «облегченные» версии и  придумывать все новые «хитрости»: «пожизненная гарантия», «полностью соответствует 285  Приказу…», «GPS/ГЛОНАСС по цене GPS»  и тому подобное… Существует и другая модель бизнеса. Одна из белорусских компаний-производителей «софта» довольно успешно растет, подключив к своим сервисам уже более 200 тысяч пользователей.  Они развивают и модернизируют свою платформу мониторинга, предоставляя право пользоваться ею за абонентскую плату, как производителям, так и интеграторам оборудования. И взаимодействие всех участников рынка достаточно четкое и взаимовыгодное.

5. Заметна ли тенденция стабильного перехода пользователей с GPS на GPS/ГЛОНАСС?

Посвященных людям  уже давно понятно, что стоимость  чипсетов  GPS и GPS/ГЛОНАСС отличается на 30 рублей. Разница в стоимости  конечных устройств  - чистый маркетинг. Многие производители уже давно ставят совмещенные GPS/ГЛОНАСС модули, чтобы не перенастраивать производственную линию,  а разницу  между GPS и GPS/ГЛОНАСС вариантом  убирают программно или, вообще,  регулируют только в наклейкой на терминале и ценой в прайс-листе.

6.Набирают ли популярность облачные технологии при внедрении систем мониторинга транспорта?

Безусловно, за этим будущее. Хранение информации на серверах собственного предприятия  не совсем разумно, да и небезопасно, особенно, если парк насчитывает  несколько тысяч единиц. А ведь это  значительные затраты на оборудование, эксплуатацию, квалифицированный персонал. Как правило, многие компании уже  перевели свои данные в европейские датацентры. На сегодняшний день это выгодно и экономически и практически. Исключение, в данном случае, составляют некоторые муниципальные, ведомственные  и инкассаторские службы, которые, в силу понятных причин, обслуживают свои сервера только в России.

7. Заметна ли тенденция ко все большей интеграции систем мониторинга и ERP-программ компаний?

Да, интеграция системы мониторинга  с  ERP-программой одна из самых перспективных, но вместе с тем  - сложнейших задач для каждого предприятия. Это связано и с отсутствием специалистов по интеграции, и долгим процессом  разработки и внедрения, да и с высокой стоимостью такой работы. Если компания располагает  человеческими и финансовыми ресурсами для оптимизации своей работы, затрат и улучшению коммуникаций между отделами – такой процесс нужно начинать. Говорить о тенденции пока не очень корректно, но, например, с программой 1С уже интегрировано большинство систем мониторинга, а это первый шаг.

8.Как сказалась на этом рынке массовая «смартфонизация» населения, в том числе и водителей?

 Многие заказчики, безусловно, активно пользуются сейчас и «смартфонами» и «планшетниками» для контроля своих транспортных средств. В этой связи, практически все компании-разработчики , как и мы подготовили  мобильные версии программного обеспечения. Водителей это коснулось  только в той мере, что  за ними теперь можно наблюдать  круглосуточно и не только с рабочего места стационарного ПК.

9.Заметен ли рост популярности М2М услуг у пользователей? Какого рода потребителей интересует такой сервис в 1-ю очередь?

Массовость М2М услуг вызвана, прежде всего тем, что  Россия, вслед за остальным миром, решила подсчитывать реальные затраты без учета «человеческого фактора». И  это коснулось всех отраслей, где используются такие  ресурсы, как электроэнергия, топливо, газ, вода и другие, которые можно измерить, полученные данные обработать  и систематизировать, а затем передать  и сохранить.

10.Есть ли какие-то объективные трудности, которые мешают развиваться системам мониторинга транспорта в России? Какие именно?

В настоящий мы момент  констатируем проблемы с отсутствием, либо наличием противоречивой нормативно-правовой базы. Это  касается, например, внедрения тахографов,  оборудования «Эра-ГЛОНАСС» и пресловутый «285 Приказ». Сроки переносятся, одни требования меняются, другие противоречат друг другу. Все это, естественно, негативно сказывается на рынке.

11.Какое место на рынке занимают решения мониторинга от автопроизводителей грузовой техники?

Мы не знакомы с такими системами.

12.Какие тенденции развития отрасли наиболее заметны? Какой тренд набирает силу? Ваше мнение как профессионала?

На наш взгляд, в основном, будут развиваться устройства,  объединяющие в себе несколько  систем с возможностью  модернизации  по принципу конструктора. Будет развиваться направление использования существующих  штатных датчиков и систем и снятия с них данных по CAN шине. Но это коснется только современного транспорта, а, учитывая  значительный рынок «старых» автомобилей, направление датчиков для их оборудования так же будет развиваться. Кроме того, вероятно все крупные производители будут вынуждены  перевести оборудование на общий, стандартизированный  Минтрансом, бинарный протокол передачи данных.

13.Интересные проекты (примеры), иллюстрирующие перечисленные выше вопросы (один из них или несколько).

Относительно затронутой темы в п.10. Живой пример. Владелец  нескольких  грузовиков   приобрел некоторое время назад GPS-оборудование мониторинга, тогда еще, конечно, больше для своих личных целей. Затем, был вынужден  докупить и установить уже GPS/ГЛОНАСС оборудование. Сейчас выяснилось, что оно не соответствует по ряду параметров  Приказу Минтранса №285. Далее,  он установил тахограф со встроенным модулем GPS/ГЛОНАСС. Сейчас выясняется, что, в дальнейшем, тахограф должен быть уже со встроенным  фискальным модулем – программно-аппаратным шифровальным (криптографическим) средством записи информации - блоком «СКЗИ», который, в свою очередь, тоже имеет  встроенный модуль ГЛОНАСС. Кстати, чтобы выехать в страны Евросоюза – нужно установить уже импортный сертифицированный в Европе тахограф. Но – по европейским нормам  2 тахографа в одной машине быть не может, иначе штраф, наказание. Правда, есть одна приятная  деталь – европейцы  не считают российский тахограф тахографом, как таковым. И  это еще «ЭРА-ГЛОНАСС» не наступила со своим GPS/ГЛОНАСС - оборудованием, извините за каламбур. «Я многих шифро-крипто слов не понимаю,- сказал он,- Понял одно – еще пару  Глонассов на каждую машину докупать придется…….» На вопросы журнала "АвтоТрансИнфо" отвечал Матвеев Сергей Ильич -коммерческий директор ООО «РД Групп» (спутниковые системы GPS/ГЛОНАСС мониторинга  www.truck-control.ru , торговая марка «AUTOLINE»)г.Санкт-Петербург. Примечание: С полным  тестом  статьи  на основе опроса ведущих компаний рынка мониторинга  можно ознакомиться на официальном сайте журнала "АвтоТрансИнфо".