Слово «логистика» — однокоренное со словом «логика», а логика бизнеса неумолима: без контроля и учета далеко не уедешь и прибыль не получишь. Ну а полный контроль и учет в современном транспортном и складском бизнесе невозможен без использования информационных технологий, открывающих перед владельцами и менеджерами предприятий такие возможности, которые всего пару десятилетий назад казались фантастическими. Сейчас уже невозможно представить современную транспортную компанию, руководство которой не знает, где в данный момент времени находится ее транспортное средство, как пролегает его маршрут, насколько ответственно решает поставленную перед ним задачу водитель. «Быть в курсе» этих и других важнейших аспектов транспортного бизнеса помогают грузоперевозчикам современные информационные технологии.
Мониторинг и безопасность транспорта
Говоря об информационных технологиях в бизнесе грузоперевозок прежде всего необходимо рассказать о системах мониторинга и контроля транспорта. Эта направление в последние годы бурно развивается, и даже кризис не сумел затормозить его развитие (а может быть, наоборот, подстегнул, ведь именно в кризисные времена у владельцев бизнеса возникает законное желание жестче контролировать работу транспортных средств и дисциплину водителей). Системы, о которых пойдет речь, как раз и позволяют осуществлять оперативный контроль транспорта: фиксировать его местоположение, следить за режимом работы транспортного средства, анализировать расход топлива и т. д.
На рынке представлено немало систем, перечислим самые популярные: «АвтоСкан» (разработчик — группа компаний «АвтоСервисный Концерн»), «МиРЭП» (разработчик — группа компаний «МиРЭП»), «Автотрекер» (разработчик — компания «Русские Навигационные Технологии», распространением и внедрением на Северо-Западе занимается компания «1М-Технологии»), «Автограф» (разработчик — челябинская компания «Техноком», установкой и внедрением в Санкт-Петербурге занимается компания «Автоконнект»), «Truck-Control» (разработчик — группа компаний «Tyre Way Ltd»), «АвтоЛокатор» (разработчик — компания «Мегапейдж», авторизованные дилеры в Санкт-Петербурге — компании «Аларм» и «Петроскан»), «Locarus» (разработчик — компания «Локарус», дистрибьютор по Северо-Западу РФ — компания «Адепт»), «СКАУТ» (разработчик — группа компаний «СКАУТ»), «CS LOGISTIC+» (разработчик — компания «Цезарь Сателлит»).
Само направление мониторинга и контроля транспорта стало развиваться в 2005-2007 годах, до этого многие из перечисленных компаний («АвтоСервисный Концерн», «Мегапейдж», «Цезарь Сателлит»), продвигающие сейчас системы мониторинга и контроля, работали (и продолжают работать) в сегменте спутниковых охранно-поисковых систем. Хотя цены на системы мониторинга и контроля транспорта варьируют в широком диапазоне (и зависят от количества дополнительных функций, «навешиваемых» на типовой модуль, а таковых может быть немало), необходимо сразу подчеркнуть главное — любая из этих систем окупает себя достаточно быстро, в самые короткие сроки. При этом конкуренция на рынке подталкивает разработчиков и продавцов к установлению цен на минимально возможном уровне, что, без сомнения, на руку всем их клиентам. «Стоимость нашей системы — одна из самых низких среди систем аналогичного назначения, — рассказал Алексей Валерьевич Озорин, директор по развитию группы компаний „АвтоСервисный Концерн“. — В среднем система окупает себя за месяц, у некоторых наших заказчиков это произошло уже через две недели! Конечно, многое зависит от того, насколько „процветают“ хищения на том или ином предприятии». Другие разработчики и интеграторы называют разные сроки окупаемости, но тем не менее можно уверенно утверждать, что, как правило, уже через полгода система мониторинга транспорта (без учета контроля топлива) полностью окупает себя (а в случае установки системы учета топлива система окупает себя еще быстрее).
Какие же функции выполняют все перечисленные системы? Их может быть очень и очень много (некоторые мы упомянем дальше), но основные – следующие:
- определение местоположения транспорта;
- отображение истории перемещения транспорта, контроль соблюдения маршрутов;
- контроль соблюдения режимов работы;
- составление отчетов по движению транспорта;
- уведомление о тех или иных событиях, в том числе внештатных.
«Спутниковый мониторинг транспорта позволяет зафиксировать каждый факт выхода из рабочей зоны и время, на протяжении которого транспорт находился вне заданного маршрута. Это принципиально новое решение проблемы трудовой дисциплины, которое помогает существенно повысить производительность предприятия за счет оптимизации транспортных издержек», — подчеркнул Константин Мосин, руководитель направления коммерческого транспорта ООО «Цезарь Сателлит Северо-Запад». По словам Владимира Александровича Любимова, генерального директора компании «Адепт», применение систем слежения за транспортом на предприятии позволяет повысить эффективность использования транспортных средств от 5 до 30%. Причем, эти цифры — реальные, полученные на практике.
Как правило, автотранспортные предприятия, приобретая систему, не ограничиваются перечисленными функциями и выдвигают индивидуальные пожелания к разработчикам в зависимости от специфики тех проблем, с которыми им приходится чаще всего сталкиваться. К числу наиболее часто запрашиваемых дополнительных функций относятся следующие:
- контроль расход топлива;
- контроль работы двигателя, а также дополнительного оборудования (крана, подъемника, манипулятора — для спецтехники);
- сочетание мониторинга транспорта с функцией охраны и т. д.;
По словам Сергея Матвеева, генерального директора группы компаний «Tyre Way Ltd», многофункциональность системы «Truck-Control», разработчиком которой является его предприятие, позволяет моделировать комплект в соответствии с требованиями заказчика, по принципу «конструктора». Этот принцип позволяет дополнить типовой блок трекера «AUTOLINE», входящий в систему, целым набором дополнительных функций и даже разработать новые — если пожелает заказчик. В то же время, каждая компания, стремясь заинтересовать потенциального клиента, старается предложить ему ту или иную интересную «изюминку», которой, возможно, нет у других компаний. Так, например, система «Truck-Control» позволяет активировать дополнительные функции контроля в реальном времени таких важных параметров, как температура и уровень давления в шинах, вес груза и нагрузку на оси автотранспорта, а так же увеличить число контролируемых бортовых параметров или сигнальных датчиков до 20-ти, что необходимо, например, для контроля параметров комбайна и другой специальной техники.
Для каждого потребителя специалисты «Tyre Way Ltd» готовы подобрать и бюджетный, и наиболее технологичный вариант оборудования мониторинга. Например, использование ультразвуковых датчиков уровня топлива компании «ТС СЕНСОР» является более дорогостоящим, чем применение стандартных врезных датчиков различных производителей, но зато позволяет произвести установку и электронную тарировку системы за считанные минуты и без всякого сверления бака. Тут надо сравнивать бюджет предприятия и стоимость времени простоя транспорта в связи с установкой.
«Основным преимуществом нашей системы является привязка по адресам, — рассказал Антон Гайсин, руководитель подразделения компании „1М-Технологии“. — Система настроена таким образом, что в полученном отчете указан каждый конкретный адрес. Нет никакой необходимости искать этот адрес на карте. Все делает система. Основной наш потребитель, логистические компании, осуществляющие перевозку грузов, по достоинству оценили удобство такого функционала».
Но в целом набор функций у большинства систем примерно один и тот же. А представители некоторых компаний уверяют, что особой специфики в функционале разных систем нет, гораздо важнее — умение разработчиков понять специфические нужды заказчика и готовность «настроить» систему под эту нужды.
Отдельно стоит сказать о функции контроля расхода топлива, с каждым годом эта функция становится все более востребованной. Это понятно, ведь, во-первых, цены на топливо медленно, но верно ползут вверх, а во-вторых, большинство злоупотреблений работников автотранспортных предприятий связано именно с хищениями топлива. «Около двух лет назад система контроля топлива не пользовалась особой популярностью. Но на сегодняшний день приоритеты поменялись. Примерно 70% наших покупателей выбирают систему с возможностью контроля топлива, причем говорят о том, что им это необходимо, при первой же встрече», — рассказал Виталий Петров, директор группы компаний «МиРЭП».
В то же время компания «СКАУТ» изначально, при разработке системы, большое внимание уделила именно подсистеме контроля топлива (что отразилось и в названии системы СКАУТ — Спутниковый Контроль Автотранспорта и Учет Топлива). Поэтому система «СКАУТ» имеет мощный набор удобных инструментов по контролю топлива. Программа может рассчитать расход по установленным нормам и фактическим данным о пробеге, моточасах и скорости. С помощью проточных датчиков может контролироваться реально израсходованное топливо. Использование датчиков уровня топлива позволяет фиксировать заправки и сливы топлива. В результате достигается значительная экономия. «АвтоСервисный Концерн» же, напротив, предпочитает обходиться без использования датчиков с движущимися частями в целях обеспечения максимальной надежности, строя свои решения на высокоточных емкостных датчиках уровня топлива «Стрела» и электронных расходомерах «CAN-Digger».
«Недавно был такой случай, — рассказал заместитель руководителя отдела продаж по корпоративному направлению компании „Мегапейдж“ Геннадий Гудумак. — Один из наших клиентов отправил в рейс два грузовых автомобиля MAN TGA с полуприцепами из Москвы во Владивосток. Общая протяженность пути составила 8500 километров, при установке систем мы говорим о том, что экономия топлива составит порядка 5 литров на 100 километров. Так вот за один этот рейс клиент сэкономил 425 литров горючего на один автомобиль, на два — 850 литров. Итого в денежном эквиваленте сумма экономии составила около 17 000 рублей». Если же представить, какой будет экономия за год, можно только порадоваться за те компании, которые давно уже установили подобное оборудование на своих транспортных средствах.
Один из разработчиков систем для контроля топлива, чья продукция пользуется заслуженной популярностью у потребителей — компания Omnicomm . На Северо-Западе системы Omnicomm продвигают компании «АвтоКоннект» и «МиРЭП».
Конкурируя друг с другом, продавцы выбирают самые разные стратегии по привлечению новых клиентов. В «АвтоСервисном Концерне» упирают на качество проводимых работ, умение работать с весьма сложной техникой, а также минимальную стоимость системы «АвтоСкан» и особо подчеркивают отсутствие абонентской платы. «Все наши системы функционируют без абонентской платы, программное обеспечение поставляется также бесплатно, т.е. для конечного потребителя сведены к минимуму расходы на последующее обслуживание систем», — сообщил Алексей Озорин. Невысокие цены и в компании «АвтоКоннект». «Комплект оборудования у нас стоит всего 11000 рублей, — рассказал Игорь Титов, генеральный директор ООО „АвтоКоннект“. — При этом мы предлагаем нашим потенциальным клиентам работу с системой в тестовом режиме сроком на 2 недели. Наше программное обеспечение абсолютно бесплатно, причем мы устанавливаем его на неограниченное количество рабочих мест. Примерно раз в месяц ПО обновляется. Стоимость обслуживания достаточно низкая — 350 рублей с одного места».
Однако с учетом того, что любая система окупает себя, как правило, в первые несколько месяцев, компании, которые продают более дорогие (но вполне доступные) системы, стараются привлечь клиентов, предлагая вместе с системой мониторинга целый пакет полезных и нужных услуг: от расширенной гарантии на оборудование до предоставления скидок при страховании. «В нашем оборудовании основные элементы только европейского производства, мы не пользуемся китайскими микросхемами, — подчеркнул Виталий Петров („МиРЭП“). — Гарантия на наше оборудование — 2 года, при этом возможно расширение гарантии до 4 лет. Мы индивидуально подходим к каждому нашему покупателю, предоставляем гибкую систему скидок. В случае установки нашего оборудования ряд страховых компаний предлагают существенные скидки при страховке по КАСКО. „МиРЭП“ обеспечивает сервис по всей стране, наши мобильные группы специалистов способны осуществить установку и обслуживание оборудования фактически в любой географической точке России».
Наряду с перевозчиками, все больший интерес к системам мониторинга и контроля транспорта проявляют компании, эксплуатирующие спецтехнику. «Наш основной клиент — логистические компании, но в последнее время к нам все чаще обращаются строительные и промышленные предприятия», — поделился наблюдением Антон Гайсин («1М-Технологии»). Игорь Титов из компании «АвтоКоннект» сообщил, что половина клиентов компании — автотранспортные предприятия, другая половина — строительные и прочие компании, владеющие парками спецтехники.
Для компаний, которые заинтересованы в решении, объединяющем мониторинг и охрану транспорта, ряд разработчиков готов предложить либо комплексные решения, либо охранную систему отдельно. Так, компания «Мегапейдж» предлагает комплексные системы «АвтоЛокатор Сателлит ЕМ» (для легкого коммерческого транспорта) и «АвтоЛокатор Чейзер» (для грузового транспорта и спецтехники), выполняющие наряду с функциями мониторинга также и охранные функции: идентификацию водителя, контроль проникновения в транспортное средство, контроль отключения аккумулятора, отключение GPS-антенны и другие. По второму пути пошла группа компаний «АвтоСервисный Концерн», которая предлагает своим клиентам «Пилигрим Стелс» -охранный миниатюрный «маяк» с автономным питанием, невидимый для угонщика.
Как отметили во всех компаниях, продвигающих системы мониторинга и контроля транспорта, выгоду от их системы может получить любое предприятие: и большое, оперирующее парком из десятков и даже сотен единиц техники, и управляющее всего одной-двумя машинами.
Комплексное управление логистикой
Когда налажен мониторинг за каждой транспортной единицей по ряду необходимых параметров, встает задача комплексного управления всем автопарком, и тут опять не обойтись без современных информационных продуктов. Программное обеспечение, необходимое для решения подобного рода задач, может быть интегрировано с системами мониторинга, а может представлять собой отдельную систему. Но, как правило, в любом случае интеграция необходима. Часто разработчики предлагают интегрированное решение как единую систему. Например, компания «Мегапейдж» продвигает продукты «АвтоЛокатор Трак D» и «АвтоЛокатор Трак D+». Эти системы, как и другие системы мониторинга, позволяют оценить объективные факторы, о которых говорилось выше: расход топлива, пробег, скорость и т. д. Наряду с объективными факторами системы позволяют оценить также и субъективные факторы: стиль вождения отдельно взятого водителя, уровень агрессивности стиля в каждой поездке, частоту опасных маневров и т. д. При этом на карте отражается время, место и характер совершенного водителем маневра.
Но и это не главное, система позволяет не просто создать отчет по отдельному автомобилю или водителю, но и осуществить сопоставительный анализ по всему автопарку, в том числе и тогда, когда этот автопарк смешанный и состоит из автомобилей разных марок: SCANIA, MAN, DAF, VOLVO, IVECO, КАМАЗ и т. д. Удобством всех мониторинговых систем «АвтоЛокатор» является возможность выгрузки аналитических отчетов в различных форматах. Выявив «узкие места», компания с помощью такой системы может оптимизировать логистические процессы, снизить издержки на обслуживание автопарка, а в результате — резко увеличить прибыльность автотранспортного предприятия.
На рынке представлено немало продуктов для транспортной логистики. Расскажем еще об одной отечественной разработке. Эту программу используют как внутрироссийские, так и международные операторы логистических услуг. Программа была создана специально для экспедиторских компаний, при этом открытый код позволяет доработать ее и достаточно глубоко скорректировать с конкретными нуждами заказчика. Речь идет о системе «АльфаКИТ/проЛОГ» (разработчик — ООО «ПроБизнесКонсалт»), интегрированном программном обеспечении для компаний транспортной логистики. Программа создает единое информационное пространство для логистов, финансистов, бухгалтеров и продавцов услуг транспортно-логистической компании с штатом от 5 человек (типичный клиент — компания с штатом от 10 до 50 человек, но были случаи успешного внедрения системы и в более крупных компаниях). Каждая группа пользователей благодаря «АльфаКИТ/проЛОГ» постоянно может быть в курсе информации о той части работы коллег, которая оказывает влияние на их собственную деятельность: логисты «снимают» информацию об оплате счетов, балансе расчетов с контрагентом или клиентом, мендежеры по работе с клиентами знают о состоянии грузов, бухгалтеры имеют доступ к электронным копиям сопроводительных документов и т. д., при этом доступ к информации сотрудники получают на основе настраиваемой системы прав доступа. Среди компаний, которые успешно внедрили у себя эту систему, — ООО «АФ Транс», ООО «ЛогосТранс», ГК «ТрансКонсалт», ООО «Автопромснаб» и другие.
Если система «АльфаКит» — это отечественная разработка, то продукт «КОРУС I Складская и транспортная логистика» — это решение на базе Microsoft Dynamics NAV — ERP-системы для предприятий среднего бизнеса от мирового лидера в разработке ИТ-систем корпорации Microsoft. Решение предназначено для автоматизации предприятий, совершающих операции по транспортировке и экспедированию грузов, их таможенному оформлению и складскому хранению. Разработчик — компания «КОРУС Консалтинг» — занимается разработкой технологий управления для транспортных и логистических компаний с 2000 года, и имеет на своем счету более 30 успешно реализованных проектов по автоматизации ключевых бизнес-процессов.
Разумеется, стоимость этой или подобной системы будет многократно превышать стоимость «простых» систем для мониторинга транспорта, о которых шла речь в начале статьи, и чтобы описать все ее преимущества, понадобится не одна страница. Поэтому подробно рассказывать о ней не будем. Покупка такой — и всякой другой программы — серьезное решение, принимая которое не обойтись без вдумчивых консультаций с разработчиками и интеграторами. Тем не менее важно повторить уже сказанное. Инвестиции в информационные технологии — разумеется, при полном осознании тех задач, которые они должны решать — окупаются быстро. Ведь они помогают исключить все неэффективные и ненужные затраты, которые изо дня в день «накапливаются», превращаясь в балласт, мешающий развитию и процветанию компании. Если этот «балласт» мешает вашему бизнесу — самое время избавиться от него с помощью современных «умных» информационных систем. Дело того стоит.
Алексей Воропаев, «АвтоТрансИнфо».